Шизогенная любовь к инвалидам

Ноя 5, 2013

Есть такая — действительно очень важная — госпрограмма «Доступная среда». Смысл ее в том, чтобы убрать барьеры, которые обычная городская жизнь и обычное отношение общества ставит перед инвалидами. Показать, что инвалиды — это не уроды, а люди, возможности которых ограничены по сравнению с обычными людьми. И если эти ограничения снять, инвалиды перестанут быть изгоями, обреченными на невидимое существование в закрытых квартирах.

Разумеется, одних только пандусов и колясочных лифтов для изменения среды недостаточно. Надо менять и испуганно-брезгливое отношение общества. То есть без социальной рекламы всех видов — никуда. Проще всего объяснять нормальность и дееспособность инвалидов, рассказывая о Паралимпийских играх и их чемпионах. Они — чемпионы — яркие симпатичные люди, идеальные модели.

Важное отступление:

Есть такой антрополог и теоретик коммуникаций Грегори Бейтсон. Среди прочего, он выделяет шизофреногенную коммуникацию — такое общение родителей, от которого у ребенка высока вероятность возникновения шизофрении. То есть буквально свихнуться можно, как вы общаетесь. Важнейшая часть такого общения — двойные послания, когда на одном уровне говорится одно, а на другом другое: хвалят с кислым лицом, предлагают пойти погулять и крепко прижимают к себе, признаются в любви и отталкивают.

Вот и государство наше, как всеобщий папа, в меру сил сводит сограждан с ума. Смотрите, это — реклама госпрограммы «Доступная среда». Нужной и важной госпрограммы, обязательная составная часть которой — объяснение обществу, что быть инвалидом — это не позор, не стыд, не предмет для укора и не повод запереться в квартире навечно.

IMG_2274
На фотографии — двукратная паралимпийская чемпионка по плаванию Олеся Владыкина. Она плавает, несмотря на инвалидность, и, заметьте, не потеряла способности радоваться. Хороший пример? Да отличный. Только с фотографией у нас что-то странное.

Вот оригинал:
vladykina_6

Чем он отличается от плакатной версии, кроме грубо зафотошопленной марки купальника? Тем, что на оригинале — жизнерадостный паралимпиец, а на плакате — девушка, у которой левая рука не отсутствует, а кадрирована.

Плакат на одном уровне посылает нам сообщение «Инвалиды — такие же люди, как и мы», а на другом — «Инвалидности надо стыдиться, ее надо по возможности прятать и делать вид, что никакой инвалидности нет». Очень надеюсь, что это просто глупость слишком сообразительного дизайнера, который решил сделать «красиво». Но, кажется, другие плакаты этой серии решены в той же технике: физические недостатки героев оставлены за кадром. Буду благодарен, если комментаторы пришлют свои наблюдения.

Вот вам еще одна фотография Олеси. Красиво?
613x818_Quality97_a088e5c560796f373eb604f8af2a224b

Ну и чтобы два раза не вставать, вот организация, у которой нет проблем с уровнями высказывания об инвалидах: проект «Без границ».

  • Alex Zaitsev

    Сложный вопрос же… Ну, то есть я вот сам колясочник, но предпочитаю, чтоб меня фотографировали без коляски. И по телевизору приходилось появляться — тоже коляску нигде не выпячивал, ее вообще в кадре не было. Не потому что я чего-то стыжусь, а потому что такие вещи нужно тоже подавать с умом, без нарочитого акцента, уместно, красиво. Вот как на второй фотографии. А там, где можно обойтись — можно обойтись. Мои физические недостатки в списке того, кто я и что я — на каком-то там сто тридцать пятом месте.

    Это так, мысли по поводу, не в оправдание рекламы.

    • adworse

      Спасибо за ответ, это важно — потому что мне, понятно, трудно самому уяснить, как это выглядит с вашей точки зрения.

      Я очень жду, когда «Без границ» выпустят свой проект «Акрополь» — там как раз фотографии, которые сделаны красиво и уместно.

  • Ululusha

    Вот биллборд из это же серии, только рука на нем не обрезана.
    Вы возбухли не понятно из-за чего, мне кажется.
    Не нашла подскрытого смысла в этой рекламе..

  • Сергей Матвеев

    Присоединяюсь к предыдущему каменту: Только сегодня видел на улице эту рекламу в Питере (снимал на ходу из машины, так что прошу прощения за качество). Всё ок с «кадрированием». По-моему, Вы ищете чёрную кошку в комнате, где её нет.